Как поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» повлияют на работу онлайн-школ?
Дистанционное получение знаний стремительно вошло в нашу жизнь, легализовалось и заняло свою постоянную нишу в действующей системе образования. В случае выбора по тем или иным причинам формы заочного или семейного обучения ученики посещают занятия в онлайн-школах, находясь в любой точке мира, присутствуя на уроках удаленно с использованием цифровых технологий. Возникновение многообразия форм и вариантов получения онлайн-образования потребовало вмешательства со стороны государства в оформлении и закреплении новых процессов на законодательном уровне.
С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые регулируют использование в ходе онлайн-обучения государственных информационных систем и образовательных ресурсов.
Нововведения касаются не всех онлайн-школ, а только тех, которые в своей деятельности реализуют общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования и в ходе обучения применяют технологии, образовательные сервисы или платформы, предусматривающие обработку персональных данных учеников. Напомню, что согласно статье 3 действующего в России Закона о персональных данных, персональными данными считается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Применительно к обучающимся – это может быть дата и место их рождения, адрес проживания; данные паспорта, свидетельства о рождении, СНИЛС, фотографии, сведения об учебном процессе и занятости ученика (например, перечень изучаемых предметов, данные об успеваемости, о посещаемости, причины отсутствия на уроках) и др.
Теперь нормы закона обязывают такие площадки, обеспечивающие получение знаний дистанционно, использовать исключительно предназначенные для реализации образовательных программ государственные информационные системы (ГИС), а используемые ими цифровые ресурсы (учебники, пособия, образовательные платформы) должны пройти через экспертизу в Минпросвещения на предмет соответствия порядка тридцати критериям, функциональным и техническим требованиям и входить в соответствующий федеральный перечень допущенных к использованию электронных образовательных ресурсов.

Такие онлайн-школы уже к началу нового года должны были создать определенные условия для работы указанных государственных информационных систем, а именно: подготовить информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы для обеспечения освоения учениками образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения. При этом им следовало руководствоваться приказом Минпросвещения России от 2 августа 2022 г. N 653, которым утвержден федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при дистанционном обучении, а также выполнить ряд организационных мер:
  • выбрать из федерального перечня варианты образовательных ресурсов, подходящих для использования в деятельности данной конкретной онлайн-школы при реализации общеобразовательных программ,
  • разработать и утвердить приказы или распоряжения о реализации образовательных программ с применением прошедших экспертизу электронных образовательных ресурсов и технологий,
  • внести соответствующие корректировки в рабочие программы, учебные планы, если ранее в них содержались сведения о неверифицированном (то есть непроверенном экспертами Минпросвещения) применяемом контенте,
  • составить расписание занятий согласно обновленному учебному плану,
  • назначить ответственных за информирование и консультирование родителей (законных представителей), учеников и педагогов в случае перехода на обучение с применением новых электронных образовательных ресурсов и используемых учебных пособий.

В настоящее время основной федеральной государственной информационной системой в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» является ГИС «Моя школа», создаваемая Минпросвещения России совместно с Минцифры России для обеспечения возможности создания, модерации, публикации и воспроизведения образовательного контента, прошедшего экспертизу. Вероятно, в ближайшее время законодатель конкретизирует перечень государственных информационных систем для использования в ходе онлайн-обучения, которые указаны в новых положениям закона лишь в общих чертах и конкретно не поименованы.
Если онлайн-школа не осуществляет обработку персональных данных учеников при использовании электронных образовательных сервисов, закон допускает использовать информационные системы, не обладающие статусом государственных, однако используемый при этом образовательный контент в любом случае должен входить в федеральный перечень допущенных к использованию электронных образовательных ресурсов.

С точки зрения обывателя, поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» об онлайн-обучении можно оценить как положительные и актуальные, отвечающие запросам времени – ведь, во-первых, они направлены на защиту государством персональных данных учеников, которые еще находятся в юном возрасте и не достигли совершеннолетия, а потому нуждаются в повышенном внимании к обеспечению их безопасности, во-вторых, на повышение эффективности, доступности и качества электронных образовательных ресурсов, так как для получения положительного заключения экспертов необходимо пройти тщательный отбор по достаточно большому количеству критериев.

11 АПРЕЛЯ / 2023

Автор: Юлия Харламова
Made on
Tilda