Как вернуть деньги за невозвратный билет?

still-2609682_1920

Нагнетают обстановку или нет вокруг да около короновируса – покажет время. А сейчас в любом случае о том, ехать или не ехать в отпуск за границу, не задумались только совсем закоренелые отшельники, живущие вдали от новостных лент.

Каждый отвечает на этот вопрос по-разному для себя. И я не буду никого ни в чем переубеждать и отговаривать. Но, согласитесь, не каждый день Всемирная организация здравоохранения объявляет о пандемии?!

Допускаю, что кто-то элементарно боится отказаться от поездки из-за страха потерять уплаченные за билеты деньги. Но то тут, то там губернаторы, заручившись поддержкой Роспотребнадзора, издают правовые акты, которыми гражданам России рекомендовано воздержаться от поездок за пределы Российской Федерации…

Мы же все — великие экономисты (не от хорошей жизни от части)  и «купить по акции» — наше все! Отслеживаем все распродажи билетов, мониторим предложения, тщательно продумываем планы, покупая их минимум за полгода, а то и больше.  Вот только в 99% случаев такие билеты – невозвратные. А это значит, что при их покупке мы даем свое согласие под пунктом правил продажи перевозчика, в лучшем случае – запрещающий возврат билета, а в худшем – еще и налагающий штраф за отказ от поездки.

И как в такой ситуации воздержаться от «поездок за пределы РФ»?!

Попробуем разобраться на примере М. Возможно, по аналогии он поможет вам вернуть деньги за ваши невозвратные билеты.

В начале февраля М. приобрела на сайте одного известного международного автобусного перевозчика билеты по по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Санкт-Петербург на двух пассажиров с выездом в апреле и возвращением через несколько дней.

Всем известно, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Билеты являются подтверждением заключения договора перевозки М. и Перевозчиком.

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, в том числе по перевозке пассажиров, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также рядом других правовых актов, устанавливающих права потребителей на приобретение услуг, безопасных для жизни, здоровья, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющих механизм реализации этих прав.

С 11.02.2020 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.01.2020 № 66, в соответствии с которым в «Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включен короновирус.

По данным, размещенным на сайте Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, во всех пунктах пропуска на границе с Финляндией усилен санитарно-карантинный контроль. В рамках выполнения плана организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических)    мероприятий      по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID – 2019, Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области в МАПП «Светогорск», в МАПП Брусничное и в МАПП Торфяновка были проведены тактико-специальные учения по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.

29 февраля Анна Попова, руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ, рекомендовала не выезжать из РФ и отложить все поездки за границу

11.03.2020 Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии коронавируса. Пандемией называют необычайно сильную эпидемию, характеризующуюся распространением инфекционного заболевания на всей территории страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира.

По состоянию на 11.03.2020 общее количество заражений новым коронавирусом в мире составило 118 тысяч человек в 114 странах. По данным ВОЗ, умер 4291 заболевший. В России зарегистрировали 28 случаев коронавирусной инфекции, в Финляндии число заболевших коронавирусом выросло до 57 человек по состоянию на 11.03.2020, а уже 12.03.2020 данное число увеличилось до 109, по данным размещенным на информационном источнике.

Гражданский кодекс РФ говорит нам о том, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Учитывая изложенное, опасаясь за собственные жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье другого пассажира – собственной матери, которой более 60 лет, а также во избежание возможной госпитализации на карантин, полагая, что объявление 11.03.2020 ВОЗ о пандемии является существенным изменением обстоятельств и является основанием для расторжения договора перевозки пассажира, М. 12.03.2020 направила  в адрес электронной почты Перевозчика, указанной на сайте, требование о расторжении договора перевозки пассажиров, удостоверенный Билетами, прекращении взаимных обязательства по нему и возвращении стоимости билетов в полном объеме в связи с существенным изменением обстоятельств.

Как и следовало ожидать, в тот же день она получила отказ Перевозчика в возвращении стоимости Билетов в связи с тем, что они были приобретены по акции и не подлежат возврату в соответствии с Правилами продажи билетов и Правилами перевозки пассажиров и багажа компании, информация о которых размещена на сайте, согласно которым плата за билеты, приобретенные по акционной цене, возврату не подлежит.

М. ничего не оставалось как обратиться в суд с иском о защите прав потребителей, в котором она изложила свои доводы, а также то, что в силу ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел. Таким образом, Договор был заключен под влиянием существенного заблуждения М. относительно эпидемиологической обстановки, связанной с распространением опасного заболевания, следовательно, условие договора перевозки пассажиров, заключенного М. с Перевозчиком, подлежит признанию недействительным.

Перевозчик в своем ответе убеждал М., что обслуживает те направления, где ситуация не является критической, при этом не предоставив никакой информации о принимаемых им мерах при оказании услуг по перевозке пассажиров для обеспечения их безопасности для жизни и здоровья в сложившейся обстановке.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» говорит о том, что санитарно-эпидемиологические требования являются обязательными требованиями к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека условий деятельности юридических лиц, используемых ими транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения должно обеспечиваться в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий и обязательного соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические, профилактические мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, осуществлять гигиеническое обучение работников.

М. также указала в исковом заявлении, что ответ об отказе в возврате денежных средств, уплаченных за Билеты, противоречит следующим нормам федерального законодательства.

Закон о защите прав потребителей гарантирует право потребителя на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя. При этом исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, информация об услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров о выполнении работ (оказании услуг). Напоминаю, Перевозчик  не представил М. никакой информации о принимаемых им мерах при оказании услуг по перевозке пассажиров для обеспечения их безопасности для жизни и здоровья в сложившейся обстановке, а также информации, опровергающей данные о стремительном распространении короновируса в Финляндии.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию об услуге, он вправе, если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Перечисленными нормами М. и обосновала в суд свои требования о расторжении договора с Перевозчиком и возврате уплаченных денежных средств в полном объеме, а также возмещении морального вреда, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя и процентов на сумму долга  в связи с  уклонением от возврата денежных средств.

Следим за развитием событий! Как думаете, удовлетворит ли суд заявленные М. требования?!

Если вам нужна правовая помощь в связи с отказом перевозчиком, туроператором, турагенством в возврате денежных средств, ненадлежащим предоставлением ими услуг  или другим вопросам —  позвоните мне или оставьте свою заявку!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.