Что такое дистанционное образование для школьников и с чем его едят? На примере Санкт-Петербурга.

augmented-reality-3468596_1920

Минпросвещения России рекомендовало региональным органам власти перевести школьников на дистанционное обучение в качестве превентивной меры по предотвращению коронавирусной инфекции.

Раньше всех перешли на дистанционное обучение школьники в Москве и Московской области. В Санкт-Петербурге дистанционное образование вводится с завтрашнего дня – с 26 марта 2020 года и до 12 апреля 2020 года в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2020 № 818-р.

Родительские чаты взорвались от количества вопросов и отсутствия на них вменяемых ответов!

Начну с того, что хотя первым пунктом указанного Распоряжения и запрещается осуществление образовательной деятельности непосредственно в образовательных учреждениях, его третьим пунктом предписано руководителям образовательных учреждений обеспечить возможность свободного посещения занятий (пребывания несовершеннолетних обучающихся) в образовательных учреждениях по решению их родителей (оформленному в виде соответствующего заявления). В нынешних условиях – с обязательным соблюдением всех требований, обеспечивающих безопасность обучающихся с учетом эпидемиологической обстановки. Тем самым, родителей не лишают свободы выбора, но задумайтесь, а стоит ли рисковать?! Здесь – ответ у каждого свой со своими причинами и обоснованиями.

Хочу отметить, что о существовании возможности дистанционного обучения узнали вовсе не вчера. Хотя судя по всеобщему ажиотажу и поведению – все о нем знали, но относились как к чему-то почти инопланетному: «Да, оно есть, но где-то там далеко, нас не коснется». Это вопрос – к общему уровню правовой культуры и просвещения.

Работа по созданию системы дистанционного образования у нас в стране ведется достаточно давно. Еще в 1995 г. была принята «Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России», а через 4 года, в 1999 году, началось внедрение государственной программы информатизации образования, в которой уделялось внимание вопросам внедрения дистанционных технологий в практику обучения.

В 2005 году был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», которым  впервые был утвержден порядок использования дистанционных образовательных технологий» в образовательных учреждениях. В этом документе была определена цель использования дистанционных технологий, которая прежде всего связана с предоставлением возможности обучения непосредственно по месту жительства или временного пребывания для тех, кому в силу различных причин это было необходимо.

В 2017 году принят Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816, действующий в настоящее время, которым утвержден Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,  дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, предоставляющий школам относительную свободу выбора при реализации  образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

В условиях нынешних реалий в целях принятия мер но снижению рисков распространения  коронавирусной инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, Минпросвещения России разработало Методические рекомендации от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в которых содержатся соответствующие модели реализации образовательных программ, рекомендации и особенности.

С законодательной точки зрения, дистанционное образование – это одна из образовательных технологий. Обратимся к Федеральному Закону «Об образовании в РФ», в статье 16 которого сказано о том, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Закон устанавливает два существенных признака современного дистанционного образования:

  • использование информационных и телекоммуникационных технологий;
  • удаленность того, кто учится, от того, кто учит.

Ученик может учиться не только по учебникам, используя, но и с помощью ресурсов Интернет: специализированных сайтов дистанционного образования, где размещены обучающие курсы, и других информационные источников сети – электронных библиотек, словарей, энциклопедий, специализированных тематических ресурсов.

Таким образом, дистанционное образование связано и с дополнительными возможностями получения информации, и с расширением ее объема.

Дистанционные технологии могут быть использованы не только для тех учеников, которым по различным причинам требуется заочное обучение, но и для тех, кто учится очно или совмещая очную и заочную формы обучения.

Использование дистанционных технологий обучения не исключает для ребенка возможности – а порой и необходимости – личного контакта с педагогами.

При реализации образовательных программ с дистанционных образовательных технологий в школах быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

И так, в условиях введения дистанционного обучения школы (образовательные учреждения):

  • доводят до учеников и их родителей (участников образовательных отношений) информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора – проще всего это сделать, конечно, через официальный сайт образовательного учреждения
  • обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
  • самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий – для этого необходимо издать локальный акт (положение, порядок)
  • самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий — для этого необходимо издать локальный акт (положение, порядок);
  • создают условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
  • обеспечивают идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно (обычно – логин/пароль), и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
  • ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (да-да, а вдруг?!), Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Учебные занятия могут быть организованы в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения.

Использование дистанционных технологий давно разрешено во всех образовательных учреждениях – школах, лицеях, гимназиях, в учреждениях дополнительного образования и в учреждениях профессионального образования (начального, среднего и высшего). Декларируется, что в образовательных учреждениях России с использованием дистанционных технологий можно учиться с 1 по 11 класс, получать профессию, высшее образование, проходить повышение квалификации, а также заниматься дополнительно в кружках и клубах. Даже контроль знаний может осуществляться в дистанционном режиме.

Использование дистанционных образовательных технологий не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего (по изучаемым темам) и промежуточного (по триместрам, четвертям, полугодиям, учебным годам) контроля знаний в очном режиме – через непосредственное взаимодействие педагога и ученика.

Еще в 2007 году в Санкт-Петербурге была создана единая Концепция региональной системы дистанционного образования. Этот документ, опираясь на имеющиеся законодательные прецеденты, развивал понятие дистанционного образования, акцентируя внимание на ряде его особенностей. В концепции особое внимание уделялось позиции ученика в процессе обучения с использованием дистанционных технологий. Если ученик, сидящий в классе, находится под контролем учителя, который стимулирует его внимание и активность, побуждает сосредоточиться на учебных задачах, не отвлекаться, выполнять то, что необходимо для успешного обучения, то для тех, кто учится дистанционно, без учительского строгого присмотра, важна собственная образовательная активность и самостоятельность. Ученик в этом случае находится один на один с компьютером или книгой, и некому его поддерживать в рабочей форме – вот поэтому так важно, чтобы он не просто воспринимал информацию от учителя, но и был способен к самостоятельной учебной работе и готов нести ответственность за ее результаты, для этого важно поддержание (и педагогом, и родителями) в ребенке желания учиться, в том числе — за счет:

  • удобной подачи учебного материала, с которым должно быть ученику комфортно и легко работать,
  • обратной связи с учеником, реакции на все его учебные проблемы и достижения,
  • возможности общения и взаимодействия со сверстниками в процессе совместной творческой деятельности (реализация дистанционных проектов), возможно, в виде конференц-связи.

Хочу отметить, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» дистанционное обучение не является самостоятельной отдельной формой образования, а лишь дополняет и поддерживает обозначенные законом формы получения образования:  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме) или вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Оно не является альтернативой традиционным способам получения знаний и при необходимости может проводиться в сочетании с другими образовательными технологиями (в том числе — с индивидуальными занятиями на дому)

Перед началом обучения ученики и их родители должны быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе.

Попытка определить ответственность школы и семьи при обучении в системе дистанционного образования сделана в «Положении о порядке использовании технологий дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга» — тайном документе без реквизитов, кто и когда принял и где опубликован, размещенном на сайтах  некоторых образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

В процессе обучения с использованием дистанционных технологий субъекты образовательного процесса несут ответственность за различные аспекты деятельности в пределах своей компетентности.

I. Ответственность образовательного учреждения:

  • за информирование родителей или законных представителей об условиях и особенностях дистанционного обучения;
  • за ознакомление с рекомендациями, связанными с безопасным использованием компьютера и Интернета;
  • за обеспечение обучающихся информационными ресурсами;
  • за обеспечение бесперебойного функционирования и безопасности системы;
  • за обеспечение образовательного процесса квалифицированными кадрами, прошедшими специализированное обучение в области использования дистанционных технологий в образовательной деятельности;
  • за соответствие реализуемых учебных программ государственным образовательным стандартам;
  • за выполнение образовательных программ и соблюдение педагогами графика (расписания) учебных занятий;
  • за организацию сопровождения обучающихся и их родителей (законных представителей) в процессе обучения с использованием дистанционных технологий.

II. Ответственность родителей (законных представителей):

  • за обеспечение контроля выполнения рекомендаций по безопасному использованию компьютера и Интернета;
  • за обеспечение контроля выполнения ребенком учебного графика и заданий;
  • за сохранность и целевое использование оборудования в случае, если семья обеспечивается необходимой техникой в рамках целевых федеральных или региональных программ.

III. Ответственность обучающихся:

  • за выполнение учебных требований;
  • за выполнение требований по безопасному использованию компьютера и Интернета.

Использование дистанционных технологий  должно сделать образование доступнее, более полно обеспечить образовательные потребности людей – так почему же столько недовольных?! Можно назвать следующие причины:

  • Отсутствие полной, своевременной и объективной информации;
  • Отсутствие реальной возможности организовать процесс дистанционного обучения несмотря на наличие всевозможных актов и рекомендаций – давайте смотреть правде в глаза, общая реакция со стороны образовательных организаций – шок, растерянность, страх взять на себя ответственность и сделать хоть шаг самостоятельно, предложить инициативу;
  • Отсутствие необходимых кадров;
  • Отсутствие уверенности в том, что если, например, родители принимают решение о переводе ребенка на дистанционное обучение из соображений безопасности и минимизации рисков, впоследствии ребенок не окажется в неравном положении с теми, кто все-таки ходил на занятия в школу.

Это – в Санкт-Петербурге. Если в других регионах дела обстоят иначе – поделитесь, пожалуйста, как проходит процесс внедрения дистанционного образования у вас.

Если вам нужна помощь или консультация по вопросам урегулирования образовательных правоотношений в процессе дистанционного обучения — позвоните мне или оставьте свою заявку!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.