Перечень полномочий Правительства РФ скоро увеличится. Не без участия самого Правительства РФ.

moscow-1029667_1280

Так уж повелось, что внесенные в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ законопроекты, как правило, принимаются практически без возражений и без опозданий. То есть – в сравнительно короткие сроки. В отличие от законопроектов, внесенных другими инициаторами… Думаю, сами найдете объяснение тому причин…

Поэтому будет полезным и совершенно не лишним заранее проанализировать и изучить их содержание, чтобы к моменту подписания Президентом РФ вы были уже «во всеоружии».

07.05.2020 в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ внесен  проект федерального закона №953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Законопроект). Текст Законопроекта изложен на 48 листах. И пояснительная записка к нему – на 9.

Прежде чем перейти к анализу отдельных положений законопроекта хочу обратить внимание на следующие моменты:

I.

Осилив занимательное чтиво на 48 листах, я надеялась увидеть в прилагаемом к тексту законопроекта Перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», как минимум, 19 Федеральных законов, в положения которых вносятся изменения, и 4 Федеральных закона, отдельные положения которых приостанавливаются. Однако, видимо, Правительство РФ так торопилось внести данный законопроект, что не удосужилось составлением соответствующего Перечня, поэтому в соответствующем структурном разделе пакета документов мы видим стандартную фразу:

«Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов».

Что ж, позволю себе списать этот недостаток на нынешние условия спешки, не терпящие отлагательств (хотя всем известно: «Поспешишь – людей насмешишь») и предложить свой вариант Перечня:

 

II.

Для удобства понимания и восприятия содержания этого достаточно сложного документа рекомендую внимательно прочитать пояснительную записку к нему.

И так, целью разработки Законопроекта заявлено урегулирование правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.

Хочу отметить, что последовательность изложения в пояснительной записке не соответствует последовательности изложения норм в Законопроекте. Но инициатору – виднее.

Что нового предлагает нам Законопроект?!

  • административный штраф в 2020 году должен быть уплачен являющимися субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также руководителем и иными работниками указанного юридического лица, совершившими административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, привлеченными к административной ответственности, не позднее чем в течение 180 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Исключение: Указанные положения не будут распространяться на административные правонарушения, положения о которых имплементированы (так и написано в пояснительной записке, перевожу – «введены») в КоАП РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также на главу 12 КоАП РФ, а это — правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 6.3, главой 12, частями 10.1, 10.2 и 11 статьи 13.15, частью 4 статьи 14.42, статьями 14.16, 14.171, 19.152, 20.61, частью 1 статьи 20.25.

  • расширение перечня сфер, на которые будет распространяться принцип «лицензия автоматом»:

— аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— продление сроков действий разрешительных документов на водопользование;

— аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда;

— аттестация аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;

— государственная экологическая экспертиза;

— продление действия свидетельства о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определенной категории, выданного аккредитованной организацией;

— временное подключение (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;

— продление разрешений на такси;

— продление сроков действия разрешительных документов в области охраны окружающей среды.

  • наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • если в период действия моратория по заявлению должника, на которого распространяется действие моратория, введена процедура наблюдения или реструктуризации долгов гражданина, такой должник при соблюдении определенных критериев вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки.
  • наделение Правительства РФ полномочием не только изменять сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, но и уменьшать размер указанного ежегодного взноса;
  • возможность для туристов вернуть денежные средства, уплаченные за туристский продукт, как от туроператора, так и от турагента;
  • возможность смягчения последствий для должностных лиц туроператора при исключении сведений из реестра по независящим от него обстоятельствам;
  • наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения, в том числе в части порядка, сроков и условий возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании;
  • наделение Правительства РФ полномочием принять решение о приостановлении на установленный им срок обязательств туроператоров по возврату туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм при условии предоставления таким туроператором туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта обязательства об обеспечении предоставления им в установленный срок равнозначного туристского продукта.

На мой взгляд, в данной части Законопроект противоречит основополагающим принципам Гражданского кодекса РФ о признании равенства участников гражданских правоотношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, не защищает потребителя, допуская нарушение баланса интересов.

Все мы помним, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Инициатор Законопроекта так спешит обезопасить, спасти и защитить поставщиков  туристических услуг от банкротства, что делает это не за счет средств бюджета, а за счет потребителей, совершенно забывая о том, что вариантов может быть несколько:

— у потребителя нет в планах переносить поездку/путешествие на другую дату – нет ни время, ни желания, ни денежных средств;

— в связи с отменой или переносом поездки/путешествия потребитель также может понести убытки;

— потребителю нужен возврат денежных средств, оплаченных за несостоявшуюся поездку, «здесь и сейчас», например, для последующей оплаты кредита, обучения и других целей, которые невозможно компенсировать ваучерами туроператора или перевозчика.

Возможно, все-таки инициатор Законопроекта в какой-то момент и вспомнил об интересах потребителя и включил в текст следующее положение:

«Если турист до окончания периода действия обязательства не воспользуется туристским продуктом, договор о реализации туристского продукта расторгается и туроператор обязан возвратить уплаченные таким туристом денежные суммы за туристский продукт не позднее чем в течение 10 дней с даты истечения срока действия обязательства, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами»

Но, согласитесь, не равноценный обмен?!

  • наделение Правительства РФ полномочием устанавливать особенности изменения и расторжения договора перевозки пассажира, а также возврата платы за проезд пассажира и за провоз его багажа (увы, то же самое, см.предыдущие комментарии);
  • наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей оказания медицинской помощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, что позволит Правительству Российской Федерации в период эпидемии и чрезвычайных ситуаций в условиях возникновения дефицита медицинских работников оперативно регулировать особенности оказания медицинской помощи, в том числе межведомственного характера, что создаст устойчивость (сомнительно) правового регулирования в сфере охраны здоровья;
  • изменение отдельных требований, касающихся регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • закрепления порядка исчисления сроков, устанавливаемых законодательством РФ о таможенном регулировании и уточнения положений о продлении исчисления устанавливаемых указанными статьями предельных сроков для совершения определенных действий.

Исчисление сроков, установленных законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом, всю жизнь регулировалось главой 11 ГК РФ. Но об этом – в Законопроекте ни слова… И как будут разрешать коллизию правовых норм правоприменители, похоже, в спешке тоже никто не подумал.

  • при обращении добросовестных арендаторов (в том числе арендаторов земельных участков) обязанность арендодателей государственного и муниципального имущества:

— заключать дополнительные соглашения, предусматривающие пролонгацию сроков договоров аренды (до одного года), заключенных до введения в 2020 году на территории соответствующего субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности, на прежних условиях или условиях, не ухудшающих положений арендаторов;

— заключать соглашения о досрочном расторжении договоров аренды без взимания неустойки, убытков или иных штрафных санкций.

  • наделение Правительства РФ правом устанавливать особенности проведения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета.

При этом предусматривается, что к числу таких особенностей будет отнесена возможность признания результатов промежуточной аттестации в качестве результатов государственной итоговой аттестации обучающихся, заканчивающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования.

  • наделение Правительства РФ правом в процессе предоставления Роспатентом государственных услуг продлить срок совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин;
  • приостановление до 31 декабря 2021 г. установленной периодичности проведения Всероссийской переписи населения (напомню, такая перепись должна проводиться не реже одного раза в десять лет);
  • возможность установления особенностей проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме очного голосования и очно-заочного голосования;
  • приостановление до 1 января 2021 г. действия положений ГПК РФ об обязательности предоставления ресурсоснабжающими организациями, региональными операторами в исковом заявлении идентификаторов ответчика (должника);
  • наделение Правительства РФ правом установить особенности доставки обязательного экземпляра документов, касающиеся сроков и порядка доставки обязательного экземпляра документов, а также количества предоставляемых экземпляров;
  • изменение сроков вступления в силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

— с 1 июля 2020 г. на 1 января 2021 г. — положений, касающихся аккредитации и функционирования доверенных третьих сторон, удостоверяющих центров, осуществляющих хранение ключей подписи и позволяющих дистанционно ими управлять (облачная квалифицированная подпись), участие в процедуре аккредитации специальной правительственной комиссии, а также положений, связанных с применением специальных структурированных электронных машиночитаемых доверенностей;

— удостоверяющие центры, аккредитованные до 1 июля 2020 г., вправе создавать и выдавать вплоть до 1 декабря 2021 г. квалифицированные сертификаты, которые будут действовать до истечения срока, на который они выданы, но не более чем до истечения срока аккредитации таких удостоверяющих центров и не позднее чем до 1 января 2022 г.

  • наделение Правительства РФ полномочием по установлению особенностей обращения с запросом о проставлении апостиля, проставления апостиля и направления запросов компетентных органов о предоставлении информации, в электронном виде и (или) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, ведения реестра апостилей в электронном виде, обеспечения дистанционного доступа к данным о проставленных апостилях со стороны российских и иностранных лиц.
  • наделение Правительства РФ правом устанавливать исключения, позволяющие оказывать финансовую поддержу субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае если они помимо основной деятельности также осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
  • особенности формирования Единого реестра субъектов МСП в 2020 году, направленные на обеспечение возможности включения в реестр хозяйствующих субъектов, соответствующих казанным требованиям, но не предоставивших в 2019 году налоговую отчетность в установленные сроки, при условии ее предоставления до 31 мая 2020 г.

Кто сколько новых полномочий Правительства РФ насчитал? Я – одиннадцать.

III.

Инициатор Законопроекта в пояснительной записке к нему утверждает, что Законопроект отвечает положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Мягко говоря, лукавят.

К примеру, давайте обратимся к статьям 60 и 61 Раздела XII того же самого Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в Астане 29.05.2014:

«Права потребителей и их защита гарантируются законодательством государств-членов о защите прав потребителей, а также настоящим Договором…

Граждане государства-члена, а также иные лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других государств-членов такой же правовой защитой в области защиты прав потребителей, что и граждане этих других государств-членов, и имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, а также суды и (или) осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих других государств-членов.

Государства-члены проводят согласованную политику в сфере защиты прав потребителей, направленную на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов…»

Интересно, согласятся ли государства-члены на подобные ограничивающие условия для потребителей туристических услуг, предлагаемые Законопроектом?!

Благодарю тех, кто дочитал до конца! И давайте вместе сравним, в каком виде будет принят и подписан Президентом РФ данный Законопроект, многое ли в нём изменится после прохождения законодательной процедуры в Федеральном Собрании РФ…

Если вам нужна правовая помощь в толковании и (или) разъяснении хитросплетений правовых норм или по другим вопросам —  позвоните мне или оставьте свою заявку!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.