Как обжаловать штраф за отсутствие QR-кода в Санкт-Петербурге?

После внесения 30-го по счету изменения и дополнения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» Администрация Санкт-Петербурга, похоже, уже сама запуталась, кто и что должен проверять, контролировать и в каком порядке.

Давайте подробно рассмотрим детали.

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2020 года №863 на территории Санкт-Петербурга с 26.10.2020 года организации и индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны «размещать в местах, открытых для свободного посещения, по каждому адресу мест осуществления деятельности уникальный QR-код, подтверждающий готовность выполнения соответствующего стандарта безопасной деятельности, полученный при регистрации в личном кабинете на сайте Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр развития и поддержки предпринимательства», подведомственного Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга».

Что может грозить нарушителям за отсутствие QR-кода?

Согласно статье 8.6.1 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, штраф должностным лицам может составить от 30 до 40 тыс. руб., юридическим — от 200 до 400 тыс. руб. За повторное нарушение должностные лица могут быть оштрафованы на 40-50 тыс., а юридическим лицам грозит штраф в размере от 300 до 500 тыс. руб.

Статья 20.6.1. КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения» влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 30 тыс. руб.; на должностных лиц — от 10 до 50 тыс. руб. Осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут быть наказаны на сумму от 30 до 50 тыс. руб., юридические лица — на сумму от 100 до 300 тыс. руб. При повторном нарушении юридическим лицам грозят штрафы до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что такое QR-код для организаций и индивидуальных предпринимателей в Санкт-Петербурге в контексте указанного Постановления?

QR-код – это, по мнению органов исполнительной власти, подтверждение соответствия  деятельности требованиям стандарта безопасности, принятому непосредственно организацией или ИП в соответствии с указаниями Роспотребнадзора.

Примерная форма стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции (COVID-19) утверждена  Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга 6 апреля 2020 г.

Для контроля исполнения организациями и ИП разработанных ими же стандартов безопасности и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченных проводить проверки, в Санкт-Петербурге создан Ситуационный центр по вопросам соблюдения стандартов безопасности, чем так любят бравировать чиновники на пресс-конференциях и в интервью.

Что не так?!

QR-код присваивается по результатам внесения информации и модерации уведомления по каждому месту осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Таким образом, на этапе присвоения QR-кода никто и никак не проверяет и достоверно не устанавливает соответствие  деятельности требованиям стандарта безопасности. На этапе присвоения QR-кода осуществляется лишь сбор информации об адресах всех мест осуществления деятельности организации, ИП на территории Санкт-Петербурга, а готовность выполнения организацией или предпринимателем собственных стандартов безопасности – лишь предполагается на основании их волеизъявления, направленного личный кабинет на сайте СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства». Впоследствии исполнительными органами государственной власти на территории Санкт-Петербурга проводятся обследования организаций в период введения режима повышенной готовности для контроля по соблюдению требований безопасной деятельности. При выявлении нарушений у организации (ИП) (по месту осуществления деятельности) может быть аннулирован полученный QR-код, который после устранения выявленных нарушений и повторного направления уведомления через сайт СПб ГБУ «ЦРПП» возможно восстановить.

Обратимся к понятиям, компетенции и полномочиям.

Что такое «стандарт безопасной деятельности» для организаций и индивидуальных предпринимателей?

Напомню, что Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга 6 апреля 2020 г. утверждена лишь примерная форма такого стандарта.

На сайте Комитета можно найти стандарты безопасной деятельности в различных сферах – промышленности, розничной торговли, бытовых услуг, транспорта, образования, культуры, спорта, медицины, туризма, общественного питания, на аттракционах и в офисных помещениях.  Однако, когда и кем утверждены данные стандарты – видимо, очень секретная информация, сведения о реквизитах правовых актов отсутствуют, как на них ссылаться в случае разбирательства в суде – тоже остается тайной.

При прочтении и системном анализе указанных документов мы видим, что все вышеперечисленные стандарты изложены неизвестно кем лишь в примерном виде и представляют собой форму стандарта безопасной деятельности организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющих деятельность в той или иной сфере, в том числе санитарно-гигиенической безопасности в целях противодействия распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), содержат основные требования, предъявляемые к санитарному режиму организаций (индивидуальных предпринимателей)  и личной гигиене работников, особенностям режимов доступа в организации, организации питания работников, санитарной обработке помещений, обеспечению работников средствами защиты и другие необходимые мероприятия для противодействия распространения в Санкт-Петербурге коронавирусной инфекции (COVID-19). В каждом из Стандартов имеется пункт 1.2 о том, что общие рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) размещены на официальной странице сайта Роспотребнадзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 г. № 482, согласно которому Комитет образован для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере промышленной и инновационной политики, агропромышленного комплекса, развития предпринимательской деятельности, потребительского рынка, обеспечения продовольственной безопасности Санкт-Петербурга (но никак не санитарно-гигиенической) и государственного регулирования в данной сфере и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.

Таким образом, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в данной сфере не входит в компетенцию указанного Комитета.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Роспотребнадзор согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, и только он осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения — непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Отмечу, что в соответствии с п. 1, 4, п. 5 пп. 5.8.3 Положения №322, Роспотребнадзор, в числе прочих полномочий, устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, Законом № 52-ФЗ, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) Роспотребнадзора и его территориальных органов, осуществляемых в рамках предоставления государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, установлены Административным регламентом Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 г. № 775. При этом санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок в целях федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы. Взимание государственной пошлины за предоставление государственной услуги Роспотребнадзором (его территориальными органами) также не предусмотрено.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) — единственный документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые заявитель предполагает использовать в ходе своей хозяйственной деятельности.

Почему Роспотребнадзор до сих пор не разработал и не утвердил в установленном порядке соответствующие стандарты безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), исключив коррупционную составляющую – об этом история пока умалчивает, к сожалению.

Почему  вместо получения QR-кода нельзя было регламентировать получение санитарно-эпидемиологической заключения Роспотребнадзора, действительно удостоверяющего соответствие или несоответствие санитарным правилам деятельности организации (ИП) – тоже пока нет ответа.

Как общаться с проверяющими?

Лучше всего с самого начала предупредите о том, что ведется аудио- или видеозапись и записывать весь дальнейший диалог на телефон. При этом кнопку записи нажать заблаговременно, чтоб предупреждение тоже было зафиксировано. Возможно, проверяющие и сами будут осуществлять запись, но лучше, чтоб у вас  была собственная.

В обязательном порядке попросите их представиться, ознакомиться с служебными удостоверениями, настоятельно рекомендую запомнить, а лучше – записать должности и фамилии. Также следует поинтересоваться основанием для проведения проверки и получить (или сфотографировать) копии всех документов, связанных с проведением проверки.

Что из вышесказанного следует?

По существу получение QR-кода – является результатом предоставления государственной услуги, предоставление которой должно осуществляться в соответствии с административным регламентом согласно ст.12  Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В случае привлечения к ответственности за отсутствие QR-кода в Санкт-Петербурге рекомендую в качестве доводов и обоснования его отсутствия приводить ссылку на нормы, определяющие компетенцию того или иного органа государственной власти, предъявляющего соответствующие требования, а также отсутствие  разработанного и принятого административного регламента. Имейте в виду, что ни Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр развития и поддержки предпринимательства», ни Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, ни Ситуационный центр по вопросам соблюдения стандартов безопасности не являются уполномоченными на проведение контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. С перечнем контрольно-надзорных органов и видами осуществляемого контроля (надзора) можно ознакомиться здесь и здесь.

Если у вас уже есть на руках санитарно-эпидемиологического заключение Роспотребнадзора – прекрасно, если нет — самое время обратиться в Роспотребнадзор за его получением.

Кроме того, при обжаловании штрафа за отсутствие QR-кода возможно ссылаться на вынесение постановления по делу об административном правонарушении по обращению потребителя без проведения проверки по процедуре Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» или административного расследования. В судебной практике – немало дел по отмене административных штрафов в таких случаях (например, Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2017 г. № 305-КГ17-16239).

Обращаю Ваше внимание, что все вышеперечисленные рекомендации относятся к случаю формального отсутствия QR-кода, но при этом требования по соблюдению санитарно-гигиенической безопасности – выполняются.

Если Вам нужна правовая помощь в случае проведения проверки в отношении организации или ИП, административного расследования или обжаловании результатов проверок, решения о привлечении к административной ответственности — позвоните мне или оставьте свою заявку!

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.