Как показывает практика, наиболее действенным является наказание рублем. Хотя многие довольствуются и опубликованием опровержения сведений, и публичным принесением извинений. Но материальный способ – все же наиболее эффективный. Дабы больше не повадно было.
Отзывам в сети посвящены целые сайты, названия которых уже давно ни для кого не секрет. Некоторые еще доверчиво полагаются на их содержание и внимательно изучают перед принятием решения о покупке или заказе. Я ни в коем случае не призываю закрыть глаза на все, что имеет отношение к изложению мнения относительно той или иной услуги, отеля, спортклуба, модели телефона, функционала пылесоса, качества еды в ресторане и так далее… Но все же: доверяй – но проверяй! То есть, не стоит полагаться на мнение кого-то на сто процентов, нужно всегда учитывать различные нюансы…
Не станет для вас откровением и то, что написание отзывов – неплохой источник заработка. Особенно — среди блогеров. Или тех, кто претендует ими стать.
К сожалению, не всегда содержание отзыва соответствует реалиям. При этом цели могут быть совершенно разными: легкий и быстрый заработок, рост числа подписчиков, а значит – и популярности, самовыражение и другие… И отзывы могут быть как положительными (но не соответствующими действительности), так и негативными (и при этом тоже неправдивыми)… В последнем случае – очевидны неблагоприятные последствия для вас и вашего бизнеса в виде опороченной деловой репутации, потери потенциальных клиентов и упущенной выгоды.
И так, что делать, если вы увидели вдруг в Интернете, соцсетях отрицательный отзыв о себе, своей работе или деятельности вашей компании (пусть даже и совсем небольшой, но такой честной, гордой, добросовестной и дорожащей своими добрым именем и репутацией)?!
- Убедитесь в том, что отзыв абсолютно точно не соответствует действительности.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А вдруг вы или ваши сотрудники все-таки допустили промах и не заметили?! В таком случай подобный отзыв – большой «плюс» для вас! Ведь это повод учесть недочеты и стать лучше!
Если вы точно уверены, что негативный отзыв – наглая ложь и провокация, переходим ко второму пункту.
2. Срочным образом собираем доказательства. Ваша уверенность – это хорошо, но глядя в ваши честные глаза, суд определенно задаст вопрос «Чем докажете?»
Настоятельно рекомендую, не теряя ни минуты, обратиться к нотариусу для составления нотариального протокола осмотра доказательств – сайта, где размещен отзыв, поста в соцсети или переписки в мессенджере. Это увеличит ваши шансы на победу. Почему-то суд положительно и бесспорно воспринимает доказательства, полученные с участием нотариуса, хотя должен их оценивать в совокупности со всеми остальными, но это вопрос скорее философский…
Если к нотариусу — все же никак не получается, фиксируем доказательства самостоятельно – делаем принтскрин экрана, фотографируем на телефон и так далее.
Получаем объяснения от сотрудника, причастному к инциденту/услуге/продаже товара, о котором идет речь в отзыве. И желательно – в письменном виде.
Просматриваем записи с видеокамер, если такие есть.
3. По возможности необходимо озадачиться поисками контактов, адреса автора, разместившего в сети Интернет негативный отзыв, не соответствующий действительности. Возможно, номер телефона был оставлен при записи/заявке на оказание услуги, адрес – указан в договоре или при регистрации на вашем сайте.
4. Воздержитесь от полемики и вступления в диалог в комментариях к посту с негативным отзывом, как бы сильно этого не хотелось. Поберегите, пожалуйста, силы до судебного разбирательства. Там они вам непременно пригодятся.
5. Прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации, еще раз проанализируйте все происшедшее и изложенное в отзыве или посте.
Имейте в виду, учитывая судебную практику, обстоятельствами, имеющими значение при рассмотрении подобных дел являются:
- факт распространения ответчиком сведений об истце;
- порочащий характер этих сведений;
- несоответствие их действительности.
Если какого-то одного из перечисленных факторов нет, шансы на успех и победу — стремятся к нулю.
Ну и в качестве заключения.
«Ребята, давайте жить дружно!»
И вести себя в онлайн так, как вели бы себя в оффлайн, уважая друг друга и чужое мнение. Возможно, отрицательный отзыв вас не устроил, а кто-то будет считать, что непонравившаяся вам информация не носит порочащего характера, поскольку является выражением субъективного мнения. Кто прав, кто виноват – есть возможность выяснить в суде, но не стоит опускаться до взаимных оскорблений, обид и унижений.
Если вам нужна правовая помощь по вопросам, связанным с размещением в сети Интернет негативных отзывов и наказанием виновных за это, представлением ваших интересов в суде по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации — позвоните мне или оставьте свою заявку!