Технологии и методы продаж достигли невероятного уровня в наше время. Умелый продажник вам продаст Болеарские острова, а вы и не заметите. И неважно, что у вас нет денег – в кредит продаст. И не важно, что вам они особо не нужны – убедит, что без них ваша жизнь уже не будет прежней… Вернуть ваши деньги (в том числе — уплаченные в автосалоне за машину) в таком случае будет сложно, но — можно.
Так и произошло в одном из недавних кейсов из моей практики.
В январе ко мне за правовой помощью обратилась Виктория (имена действующих лиц изменены), рассказав, что накануне ее муж Никита купил автомобиль в одном из автосалонов, что на Пулковском шоссе в Питере. Здание которого видно издалека – не шарашкина контора, внешне вполне вызывает доверие. В ЕГРЮЛ поименовано как Общество с ограниченной ответственностью «Реал-авто». Специализируется на продаже как новых автомобилей, так и с пробегом, одну из которых и купил Никита. И вроде бы надо радоваться и строить планы на автопутешествия и поездки. Да только не успели мои клиенты порадоваться, как обнаружили… обман. Оказалось – Никите продали совсем не ту машину, о покупке которой шла речь в автосалоне. И совсем не по той стоимости, которая обсуждалась изначально. И в кредит – совсем не под тот процент, который был обещан. Что ж, менеджер по продажам на «ура» отработал свое мастерство продать клиенту не то, что он хочет, а то, что есть в наличии и надо продать… Только вот добросовестные и честные компании так не поступают!
И договор, и акт приемки-передачи подписаны. И даже кредит оформлен. Вот только автомобиль остался в автосалоне – Никите пообещали навести марафет и вернуть машину буквально на следующий день. Окрыленный и уставший от переговоров и подписания кучи бумажек, на которые ушло почти четыре часа, он умчался – спешил на собеседование.
Дома вечером, вчитавшись наконец в документы, Никита обнаружил несоответствие в комплектации и заявленном размере пробега, а также то, что на сайте ГИБДД содержатся данные о ТС в информации о происшествии – столкновении в 2019 году в Карелии, в результате которого у автомобиля зафиксированы множественные повреждения.
Вобщем в ту ночь Виктории и Никите так и не удалось поспать и посмотреть сны о будущих поездках на новой машине – всю ночь они мониторили в Интернет отзывы об автосалоне и похожих ситуациях, их степень отчаяния нельзя описать словами… А утром позвонили мне. Было принято решение ехать вместе в автосалон и разбираться на месте.
Пока полдня была в суде – изучала в перерыве и во время ожидания заседания сканы документов, которые Виктория скинула мне по WhatsApp. Нельзя сказать, что они были составлены безупречно, но вполне так… по-юридически, хотя и с мутными отдельными моментами. Однако зацепка нашлась и мысленно я уже составляла претензию на расторжение договора купли-продажи автомобиля. Однако сначала мы все-таки решили встретиться и провести переговоры.
В автосалоне нас встретили радушно. Но когда узнали цель нашего визита – радость сотрудников как-то быстро улетучилась. Переговоры с начальником юридического отдела длились несколько часов. Уж очень не хотелось автосалону расставаться с деньгами, полученными в счет оплаты.
Нет, в тот день прямо на месте расторгнуть договор не удалось. Да я и не надеялась на это. Поэтому в завершении переговоров написала от руки краткую претензию, указав, что более подробная и мотивированная версия будет направлена позднее. Вручила ее под роспись на втором экземпляре, и мы с Викторией и Никитой уехали, договорившись, правда, на следующей неделе снова встретиться в автосалоне. (Не)купленный автомобиль так и остался в автосалоне. В претензии я также указала отказ его забирать, зафиксировав это обстоятельство.
Через день была составлена подробная претензия – на 6 листах двенадцатым шрифтом, немного-немало! Перенаправила ее по электронной почте Виктории, и они отправили ее заказным письмом в адрес автосалона.
Следующая наша встреча в автосалоне состоялась через три дня. Уже на входе чувствовалось – нас здесь видеть не рады от слова СОВСЕМ. Но тем не менее начальник юридического отдела снова выслушал нас и… сказал, что готов подготовить документы о расторжении договора купли-продажи!
Как говорится, всё хорошо, что хорошо кончается. После третьего визита в автосалон мы вышли с документами о расторжении договора купли-продажи, на основании которых впоследствии Никита вернул часть денежных средств, которые он оплатил сам, и расторг кредитный договор!
Да, несколько тысяч мои клиенты все-таки потеряли – на переоформлениях и оплате по кредиту, на оплате моих услуг по сопровождению, консультированию и составлению претензии, но в итоге – удалось вернуть более 600 тыс.руб. и избежать обязанности оплачивать кредит с 22,2 % годовых, а это еще более 200 тыс.руб. сверху…
Мораль сей басни такова:
«Слова я знаю заветные, без них не полетишь!»
(с) мультфильм «Летучий корабль»
Если вы не знаете, что сказать, как сказать и в какое время в ходе переговоров, разрешения конфликта или спорной ситуации, обратитесь ко мне за правовой помощью – и чем скорее, тем лучше. Возможно, удастся урегулировать спор в досудебном порядке, а это — сэкономленные нервы, деньги и время.