Как поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» повлияют на работу онлайн-школ?

Дистанционное получение знаний стремительно вошло в нашу жизнь, легализовалось и заняло свою постоянную нишу в действующей системе образования. В случае выбора по тем или иным причинам формы заочного или семейного обучения ученики посещают занятия в онлайн-школах, находясь в любой точке мира, присутствуя на уроках удаленно с использованием цифровых технологий. Возникновение многообразия форм и вариантов получения онлайн-образования потребовало вмешательства со стороны государства в оформлении и закреплении новых процессов на законодательном уровне.

С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые регулируют использование в ходе онлайн-обучения государственных информационных систем и образовательных ресурсов.

Нововведения касаются не всех онлайн-школ, а только тех, которые в своей деятельности реализуют общеобразовательные программы и образовательные программы среднего профессионального образования и в ходе обучения применяют технологии, образовательные сервисы или платформы, предусматривающие обработку персональных данных учеников. Напомню, что согласно статье 3 действующего в России Закона о персональных данных, персональными данными считается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». Применительно к обучающимся – это может быть дата и место их рождения, адрес проживания; данные паспорта, свидетельства о рождении, СНИЛС, фотографии, сведения об учебном процессе и занятости ученика (например, перечень изучаемых предметов, данные об успеваемости, о посещаемости, причины отсутствия на уроках) и др.

Теперь нормы закона обязывают такие площадки, обеспечивающие получение знаний дистанционно, использовать исключительно предназначенные для реализации образовательных программ государственные информационные системы (ГИС), а используемые ими цифровые ресурсы (учебники, пособия, образовательные платформы) должны пройти через экспертизу в Минпросвещения на предмет соответствия порядка тридцати критериям, функциональным и техническим требованиям и входить в соответствующий федеральный перечень допущенных к использованию электронных образовательных ресурсов.

Такие онлайн-школы уже к началу нового года должны были создать определенные условия для работы указанных государственных информационных систем, а именно: подготовить информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы для обеспечения освоения учениками образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения. При этом им следовало руководствоваться приказом Минпросвещения России от 2 августа 2022 г. N 653, которым утвержден федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при дистанционном обучении, а также выполнить ряд организационных мер:

  • выбрать из федерального перечня варианты образовательных ресурсов, подходящих для использования в деятельности данной конкретной онлайн-школы при реализации общеобразовательных программ,
  • разработать и утвердить приказы или распоряжения о реализации образовательных программ с применением прошедших экспертизу электронных образовательных ресурсов и технологий,
  • внести соответствующие корректировки в рабочие программы, учебные планы, если ранее в них содержались сведения о неверифицированном (то есть непроверенном экспертами Минпросвещения) применяемом контенте,
  • составить расписание занятий согласно обновленному учебному плану,
  • назначить ответственных за информирование и консультирование родителей (законных представителей), учеников и педагогов в случае перехода на обучение с применением новых электронных образовательных ресурсов и используемых учебных пособий.

В настоящее время основной федеральной государственной информационной системой в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» является ГИС «Моя школа», создаваемая Минпросвещения России совместно с Минцифры России для обеспечения возможности создания, модерации, публикации и воспроизведения образовательного контента, прошедшего экспертизу. Вероятно, в ближайшее время законодатель конкретизирует перечень государственных информационных систем для использования в ходе онлайн-обучения, которые указаны в новых положениям закона лишь в общих чертах и конкретно не поименованы.

Если онлайн-школа не осуществляет обработку персональных данных учеников при использовании электронных образовательных сервисов, закон допускает использовать информационные системы, не обладающие статусом государственных, однако используемый при этом образовательный контент в любом случае должен входить в федеральный перечень допущенных к использованию электронных образовательных ресурсов.

С точки зрения обывателя, поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» об онлайн-обучении можно оценить как положительные и актуальные, отвечающие запросам времени – ведь, во-первых, они направлены на защиту государством персональных данных учеников, которые еще находятся в юном возрасте и не достигли совершеннолетия, а потому нуждаются в повышенном внимании к обеспечению их безопасности, во-вторых, на повышение эффективности, доступности и качества электронных образовательных ресурсов, так как для получения положительного заключения экспертов необходимо пройти тщательный отбор по достаточно большому количеству критериев.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.