Сапожник без сапог или о том, обращаются ли за судебной защитой сами адвокаты?!
Рискую быть непонятой и награжденной статусом «ЯжМать», но все-таки расскажу об оказании медицинских услуг клиникой «XXI век». А судить вам – нормально ли это для нашего безумного 21 века или не совсем.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 26.04.2023 по гражданскому делу № 2-601/2023 с клиники «Медицинский центр «XXI век» взыскана компенсация морального вреда в пользу меня и моего ребенка. 17.10.2023 в Санкт-Петербургском городском суде (апелляционной инстанции) данное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.
03.04.2024 Третий кассацибнный суд общей юрисдикции удовлетворил мою кассационную жалобу в части несправедливого размера компенсации морального вреда и вернул дело в апелляционную инстанцию на новое рассмотрение.
После повторного рассмотрения дела в Санкт-Петербургском городском суде 19.06.2024 размер штрафа и компенсации морального вреда вырос в 10 раз - с 3000,0 руб. до 30000,0 руб., что меня вполне устроило.
25.10.2024 после возбуждения исполнительного производства клиника «Медицинский центр «XXI век» наконец исполнила судебный акт и перечислила мне денежные средства в полном объеме.

Материальная компенсация морального вреда в данной ситуации была вторична, я не питала иллюзий, в первую очередь я обратилась в суд для того, чтоб он подтвердил незаконность действий сотрудников данной клиники, что и было сделано.
Как правило, с исками в суд по медицинским спорам, в том числе о возмещении морального вреда, обращаются, когда причинен вред здоровью той или иной степени. Конкретно в нашем деле, к счастью, вреда непосредственно здоровью не было причинено, но давайте расскажу обо всем по порядку.
Год назад, в марте я пыталась записать ребенка на вакцинацию вакциной MMR (комбинированная вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи). В тот период не во всех медицинских клиниках имелась в наличии именно эта вакцина.
В связи с отсутствием на момент моего обращения именно конкретно этой вакцины администратор клиники «Медицинский центр «XXI век» меня записала в лист ожидания и заверила, что перезвонит, как только появится такая возможность.
07.04.2022 мне перезвонил представитель клиники «Медицинский центр «XXI век» и сообщил, что появилась возможность вакцинации ребенка вакциной MMR, и предложил записаться на любую удобную площадку клиники для осуществления вакцинации. Я записала на вакцинацию ребенка в отделение клиники «Медицинский центр «XXI век» по адресу Санкт-Петербург, пр.Энгельса д.107 к.4 16.04.2022.
В назначенный день заблаговременно я с ребенком явилась в указанное отделение, оформив у администратора договор оказания медицинских услуг, подписав иную медицинскую документацию, затем направилась к кабинету №202, ожидая приглашения на прием.
В кабинете прием осуществляла педиатр Фигурина С.М. и медсестра Сеферова З.А. Когда мы с ребенком зашли по приглашению в кабинет, педиатр внимательно ознакомилась с прививочным сертификатом ребенка, а медсестра с порога заявила о том, что ее никто не поставил в известность о том, что мы пришли на вакцинацию. При этом это было сказано в таком ультимативно грубом тоне, будто мы записались лишь на консультацию к педиатру, а сейчас требуем еще и дополнительно выполнить вакцинацию. Затем медсестра Сеферова З.А. куда-то вышла что-то выяснять, а в кабинете остались лишь мы с ребенком и педиатр Фигурина С.М. Пока мы ждали возвращения медсестры, врач рассказала о том, что в настоящее время вакцинация вакциной MMR осуществляется строго по предварительной записи, она есть, но ее мало и она рассчитывается строго по количеству записанных, на что я ответила, что мы записывались еще полтора месяца назад на вакцинацию именно этой вакциной. Фигурина С.М. посмотрела в данные электронной базы данных в компьютере и отметила, что да, действительно, в ней указано, что моя дочь записана на вакцинацию вакциной MMR.
Медсестра Сеферова З.А. вернулась с недовольным видом и сообщила о том, что вакцины MMR именно на нас нет. На мой аргумент о нашей предварительной записи полтора месяца назад она грубо ответила «Я не знаю, кто вас записывал. Я вас не записывала». Последующие мои попытки выяснить мотивы и причины внезапного отказа в вакцинации моего ребенка вышеуказанной вакциной оказались бесполезными и безрезультатными, в связи с чем я с ребенком вынужденно покинули кабинет, на стойке у администратора я оставила письменное краткое обращение (претензию) о ненадлежащем оказании услуг на имя директора медицинского центра «XXI век» с просьбой разобраться в ситуации и принять меры дисциплинарной ответственности к виновным. в связи с необоснованным отказом в вакцинации моего ребенка при наличии вакцины MMR в клинике.
Ответ медсестры в резкой форме об отказе в вакцинации напугал моего ребенка, она испытала страх, стресс и ушла из клиники расстроенная, так как не поняла, почему ей не поставили прививку. Перед визитом к врачу я провела с ребенком разъяснительную беседу о том, что на сегодняшний день вакцинация является наиболее эффективным профилактическим методом борьбы с инфекциями, с помощью вакцин можно предотвратить заболевания, ограничить передачу инфекции, о том, что лучше предотвратить заболевание, чем лечить уже заболевшего человека, во всем мире активно делают прививки. 6-летний ребенок настроился на получение прививки и ответственно подошел к визиту к врачу. Каково же было разочарование дочери, когда мы покинули клинику ни с чем!
Я также расстроилась из-за такого поведения сотрудников клиники и отсутствия внятных и понятных объяснений произошедшего, из-за такого пренебрежительного, безответственного, равнодушного и неэтичного отношения сотрудников клиники Медицинского центра «XXI век» к своим клиентам и их детям, из-за потраченного впустую времени на визит в клинику, а также своевременной возможности принять профилактические меры в отношении здоровья моего ребенка и с помощью вакцины предотвратить возможное заболевание.
Но я – юрист с более чем 20-летним практическим стажем. И, понимая, что недопустимы такое отношение к маленьким пациентам и обращение, решила действовать по-юридически.
ООО «Медицинский центр «ХХI век» Север» (ИНН 7802881853) как исполнитель по договору об оказании платных медицинских услуг приступил к оказанию медицинской услуги, а затем необоснованно отказался от ее исполнения.
16.04.2022 мной была направлена мотивированная претензия в адрес ООО «Медицинский центр «ХХI век» Север», а также жалобы в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области жалобы на неправомерный отказ ООО «Медицинский центр «ХХI век» Север» в предоставлении медицинской услуги и нарушении права на получение медицинской помощи.
06.05.2022 мной получен ответ за подписью руководителя отдела гражданско-правовых отношений Короткевич Л.В. Из указанного письма следовало, что вакцина MMR была распределена на другого пациента, что подтверждает неправомерность и необоснованность отказа моему ребенку в оказании медицинской услуги.
Отказ медицинской клиники «ХХI век» от исполнения обязательств по предоставлению медицинской услуги моему ребенку при наличии вакцины MMR в клинике является незаконным, ограничивающим право на получение медицинской помощи. Распределение вакцины на другого пациента не является в сложившейся ситуации обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины клиники, так как именно в ее компетенции находится надлежащая организация предоставления услуг.
На сайте https://mc21.ru размещена информация о возможности получения платных медицинских услуг, в том числе по вакцинации. В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации указанная информация носит признаки публичного договора оказания платных медицинских услуг, при предоставлении данных услуг организация обязана оказывать услуги, каждому обратившемуся и не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора.
Как следует из заключенного со мной договора оказания медицинских услуг учреждение оказывает медицинскую помощь в плановом порядке по записи, отказ в приеме возможен только, если пациент пришел без предварительно записи.
В соответствии с действующим законодательством РФ мой ребенок, законным представителем которой я являюсь, является потребителем услуг медицинского центра «XXI век», на него распространяются права и обязанности, установленные Законом о защите прав потребителей, согласно которому исполнитель обязан потребителю оказать услугу, качество которой соответствует договору, а также своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Согласно ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда.
Достоверно зная об ограниченном количестве вакцины MMR, о цели моей обращения в клинику и приглашая меня вместе с ребенком по записи на вакцинацию, сотрудники клиники должны были проявить добросовестность и внимательность по отношению к потребителю платных медицинских услуг при осуществлении предпринимательской деятельности, имели объективную возможность распределить количество вакцин в соответствии с количеством приглашенных для вакцинации либо заранее уведомить об отсутствии возможности оказать платную медицинскую услугу по вакцинации, мотивированно и доступной форме объяснить 16.04.2022 мне причину отказа в вакцинации, однако ничего этого не произошло, непосредственно в момент приема никто не смог мотивированно объяснить мне причину отсутствия вакцины MMR для моего ребенка и отказа в вакцинации, что и послужило причиной направления досудебной претензии, а затем — судебного разбирательства.
В суде представитель клиники с целью ввести суд в заблуждение и оправдать ненадлежащее поведение сотрудников клиники заявил о том, что ООО «Медицинский центр «XXI век» принесло искренние извинения за доставленные неудобства», «…для того, чтобы сгладить неприятное впечатление от этой ситуации, ответчик предложил истцу воспользоваться 20% скидкой на любую другую услугу Медицинского центра «XXI век»…», что не соответствовало действительности.
Никто из уполномоченных должностных лиц не приносил «искренних извинений» ни мне, ни моему ребенку, а предложение со стороны клиники воспользоваться 20% скидкой на любую другую услугу Медицинского центра «XXI век» не является доказательством реального принятия мер для компенсации вреда в результате некачественного оказания услуг, так как такое предложение с его стороны направлено на получение прибыли в результате очередного обращения за оказанием платных медицинских услуг и зависит от факта такого обращения, а не реальной безусловной компенсацией причиненного морального вреда.
Возможно, кому-то проблема качества оказания медицинских услуг в описываемой ситуации покажется малозначительной и раздутой, но очень хочется надеется, что это послужит уроком для других медицинских клиник и они проведут разбор ситуации со своим персоналом (информация по сети распространяется достаточно быстро), и в следующий раз маленький пациент не будет спустя год вспоминать ту «тетю в белом халате», которая «не захотела ставить мне прививку, чтобы я не болела», как вспоминает мой ребенок до сих пор. У детей очень хорошая память.
А к врачам я отношусь с бесконечным уважением и признательностью и преклоняюсь перед каждым, кто борется за наше здоровье.
22 ОКТЯБРЯ / 2023

Автор: Юлия Харламова
Made on
Tilda